Каждая фирма пытается определить свою позицию на рынке. Существует достаточно много способов позиционирования фирм. Одним из достаточно простых и эффективных способов является определение позиции с использованием матрицы Бостонской консультативной группы.
Каждый продукт может быть помещен в 1 квадрат, и в течение цикла он будет перемещаться по квадратам матрицы.
Новый продукт является неустойчивым по отношению к рынку. Если Фирса предлагает товар, который нужен на рынке, то из квадрата «Дикие кошки» товар перейдет в квадрат «Звезды» - товар перспективен и обладает большим потенциалом, устойчиво приносит прибыль.
Товар с течением времени переходит в квадрат «Дойные коровы» - массовые товары, с наиболее хорошо отработанной технологией, прошедшие свой максимальный потенциал. После того, как товар перестают покупать, он переходит в квадрат «Собаки».
Эту матрицу можно использовать для позиционирования, если перспективы фирмы можно характеризовать только ростом объема деятельности. Если перспективы сложнее, то Бостонская матрица должна быть дополнена более сложным инструментом оценки. Применяется матрица МакКинзи. Она строится в осях «Привлекательность стратегической зоны хозяйствования» и «Позиции фирмы в конкуренции».
В отличии от БМ, матрица МакКинзи может применяться при самых различных условиях конкуренции, но пользоваться ею можно только после ряда трудоемких операций по определению привлекательности стратег. зоны хозяйства. В связи с этим БМ сохраняет свое значение как упрощенный аналитический метод.
Привлекательность СЗХ оценивается на основной классификации и выбора наиболее значимых параметров зон с последующим их ранжированием. Часто привлекательность оценивается экспертом.
хi – параметр, ai – вес параметра
Весов, как и СЗХ, может быть достаточно много у 1 фирмы (у крупных фирм число СЗХ может быть несколько десятков).
Рекомендуем прочитать:
- методы антимонопольного регулирования
- типы конкурентного поведения и методы конкурентной борьбы
- оборотный капитал предпринимателя с расчетами
- основной капитал: структура
- источники формирования предпринимательского капитала
- государственные и муниципальные унитарные предприятия курсовая
- особенности сегментации рынка в отраслях
- учет реализации товаров по договорам комиссии и консигнации
- современные выдающие предприниматели мира
- лекция капитал предприятия
Конспект по предпринимательству