Ключевым элементом рыночной экономики выступает рынок. Рынок – это сложное и многостороннее явление.
Современный рынок – это рынок покупателя. Это такое состояние рынка, при котором имеет место превышение предложения над спросом. Такое состояние рынка определяет приобретенное положение потребителя. Диаметральной противоположностью является рынок продавца, то есть когда спрос превышает предложение, при этом рынок становится дефицитным.
Во-вторых, современный рынок имеет конкурентный характер. Так как в рыночной экономике каждый предприниматель в определенном смысле независим (имеет право свободного экономического выбора, имеет экономический суверенитет). Поэтому столкновение с другими современными субъектами рынка становится неизбежным.
Конкуренция неизбежна между предпринимателями, так как они могут реализовать свой экономический суверенитет, только вступая в соперничество за обладание покупателем.
Конкуренция охватывает также и отношения между предпринимателями и потребителями. Но при рынке покупателя это соперничество, как правило, заканчивается в пользу потребителя. Однако продавцы стремятся навязать потребности. Это происходит, как правило, путем навязывания определенных стандартов потребителя. Самый ярки пример – это мода.
Увеличение удельного веса отраслей, где монополизация невозможна и взамен этого осуществляется интеграция. Современный рынок представляет собой многосекторное образование. Сектор рынка – это его часть, которая отличается от других частей рынка в соответствии с особенностями предмета деловых отношений. Такими секторами выступают рынки средств производства, предметов потребления, рабочей силы, услуг, информации, продуктов интеллектуального труда, инвестиций (ценных бумаг). Все эти рынки взаимосвязаны, проникают друг в друга. Но в то же время отношения, возникающие в каждом секторе рынка, имеют присущие только ему особенности. На ряду с секторами, выделяют также сегменты рынка – это часть рынка, образованная по критерию потребительского ожидания.
Различные группы потребителей могут одновременно входить в различные сегменты. Основная цель сегментации рынка – определение рыночной ниши, в которой предприниматель может эффективно работать. Сегментация рынка производится по основным принципам и по критериям сегментации, которые включают в себя национальные особенности, религиозные представления, род занятий, уровень образования, географическое и политическое районирование.
Рекомендуем прочитать:
- типы конкурентного поведения
- антимонопольное регулирование экономики
- каким имуществом может распоряжаться государственное предприятие
- матрицы определения позиции организации на рынке
- оборотный капитал
- предпринимательский капитал способы формирования реферат
- понятие основных фондов их структура
- сущность предпринимательства конспект
- договор комиссии договор консигнации
- некоммерческие организации лекции
Конспект по предпринимательству