ИсторияКультурологияПредпринимательствоФилософияЭкологияБЖДНаши фотографии

Типы конкурентного поведения

Конспект по предпринимательству

Конкуренция обуславливается правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к стремлению достичь своих целей за счет ущемления интересов других. При этом различают 3 типа конкурентного поведения:

• креативный

• приспособленческий

• обеспечивающий

При креативном поведении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами. Например, разработка и внедрение новой продукции, новые технологии, новых способов организации производства и т.д. Главный признак креативной конкуренции – это стремление к измененнию существующей структуры спроса и предложения.

Приспособленческий тип конкуренции состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятия упреждающих действий конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию, возможно в более короткие сроки достижения конкурентов(пример: промышленный шпионаж).

Обеспечивающее поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счет повышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Этот тип поведения применяется тогда, когдда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и сбытовую программы и обладает слабым инновационным потенциалом.

Отмеченные типы конкурентного поведения зависят от методов конкуренции. Существует два основных метода:

1. Ценовая

2. Неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция – это борьба предпринимателей за увеличение своих прибылей за счет снижения издержек производства, а, следовательно, и снижение цен при необходимости.

Неценовая конкуренция связана с изменением качества продукции, созданием новых продуктов, совершенствованием сопутствующих услуг и сопутствующих товаров.

В современных условиях преобладают неценовые методы конкуренции. Успешные действия предпринимателей на рынке в условия конкурентной борьбы приводят к разработке конкурентных стратегий предпринимателя.

Конкурентная стратегия – это концепция и система действий фирмы, направленная на достижение конечной цели. Изначальна любая фирма имеет цель, которая выражается в монополизации рынка какого-либо товара для максимизации прибыли. В связи с этим каждая фирма имеет 2 стратегические установки:

1. Установка на монополизацию рынка товаров

2. Установка на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка

Согласно первой установке действия фирмы направлены на изменение числа конкурентов и максимизацию прибыли в коротком периоде.

Установка на интеграцию направлена на стабилизацию своего положения на рынке, уменьшение степени риска и увеличение прибыли в долгосрочном периоде.

Выбор стратегии или сочетание стратегий осуществляется предпринимателем в зависимости от ролевой содержательной функции в процессе конкуренции.

В соответствии с ролевой функцией можно выделить следующие типы конкурентов:

• Лидеры, до 40% рынка

• Претенденты на лидерство, порядка 30%

• Ведомые, около 20%

• Новички – оставшиеся 10%.

Четвертая группа озабочена поиском рыночной ниши, причем это ниша должна быть достаточно прибыльной, иметь потенциал роста и не привлекать внимание крупных конкурентов.

Третья группа старается не вступать в конкурентную борьбу с претендентами и лидерами, и в своей стратегии стремится следовать за лидерами.

Вторая группа имеет значительный атакующий потенциал, и при наступлении определенных условий стремится стать лидерами.

Первая группа должна с одной стороны стремиться ограждать атаки претендентов, с другой – атаковать конкурентов.

В соответствии с содержательной функцией можно выделить следующие типы конкуренции.

Во-первых, это крупные высоко устойчивые компании, осуществляющие массовые и крупно серийное производства.

Во-вторых, это специализированные компании, приспособленные к определенному рынку.

В-третьих, это мелкие и средние фирмы, осуществляемые экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях.

В-четвертых, это мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности.

В связи с тем, что формы и типы конкуренции столь разнообразны, каждая фирма пытается определить свою позицию на рынке.

Существует достаточно много способов позиционирования фирм. Из наиболее простых и эффективных способов является определение позиции на рынке с использованием матрицы Бостонско-консультативных групп. Эта матрица БГК или Бостонская представляет собой матрицу из 4х квадратов, которая построена в осях:

• Рост объема спроса

• Доля рынка по отношению к ведущему конкуренту.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по предпринимательству