ИсторияКультурологияПредпринимательствоФилософияЭкологияБЖДНаши фотографии

Каковы основные препятствия на пути решения глобальных проблем?

Конспект по философии

Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе «Человек – Техника – Природа». В этой связи особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения.

Глобальные проблемы – те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Они порождены разобщенностью человечества, неравномерностью его развития. Отрицательные результаты и последствия несогласованных, непродуманных действий стран, народов, отдельных людей, накапливаясь в глобальных масштабах, стали мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Они оказывают все большее влияние на развитие отдельных стран и регионов. Их решение предполагает объединение усилий большого количества государств и организаций на международном уровне.

Отсутствие четкой классификации затрудняет проведение системных исследований глобальных проблем, выявление их иерархии по степени актуальности и диалектики их взаимодействия, что тем самым является серьезным препятствием на пути организации эффективного междисциплинарного исследования острейших проблем современности.

3 основные группы глобальных проблем современности:

1) проблемы экономического и политического взаимодействия государств:

а) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов;

б) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка;

2) проблемы взаимодействия общества и природы:

а) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды;

б) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами;

в) освоение мирового океана и космического пространства;

3) проблемы взаимоотношений людей и общества:

а) проблема роста народонаселения;

б) проблема охраны и укрепления здоровья людей;

в) проблемы образования и культурного роста.

1-я группа проблем – интерсоциальные, преимущественно политические проблемы. Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества – ключевая глобальная проблема. В условиях «потепления» международного климата, сокращения гонки вооружений создаются политические и экономические предпосылки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Но: 1) сохраняется противостояние отдельных государств и опасность для человечества локальных конфликтов и малых войн; 2) в условиях быстрого развития атомной энергетики возрастает опасность термоядерного катаклизма из - за бесконтрольного расползания атомного оружия. Проблема полной демилитаризации человечества может быть решена только на основе устранения угнетения и эксплуатации одного народа другим, преодоления экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка.

Суть экологической проблемы – опасное для существования человечества нарушение равновесия биосферных процессов. Сегодня человек стал крупнейшей планетарной силой. Великое равновесие природы нарушено до такой степени, что появился мрачный прогноз об «экологическом самоубийстве человечества». Все громче раздаются призывы остановить технический прогресс. Но решить экологическую проблему таким путем – утопия не только потому, что люди не откажутся от достижений технического прогресса. Речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и социальных процессов на основе гуманизации НТП и коренного переустройства всей системы общественных отношений. Без этого невозможно решение глобальных проблем, входящих в третью группу.

1-я из них – проблема народонаселения. Проблему народонаселения нельзя сводить только к воспроизводству населения и его половозрастному составу. Речь идет здесь в 1 - ю очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Если производство материальных благ отстает от роста населения, материальное положение людей будет ухудшаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, это в конечном счете приводит к старению населения и сокращению производства материальных благ. Наблюдающийся в конце ХХ в. быстрый рост населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки связан прежде всего с освобождением этих стран от колониального ига и вступлением их в новый этап экономического развития.

Новый «демографический взрыв» обострил проблемы, порожденные стихийностью, неравномерностью и антагонистическим характером развития человечества, что выразилось в резком ухудшении питания, здоровья и образованности населения. К стыду цивилизованного человечества, более 500 млн. людей хронически недоедают, и это преимущественно в странах с благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного производства. Абсолютное большинство семей, занятых на всех континентах планеты сельским хозяйством, до сих пор обрабатывают землю с помощью мотыги и сохи. Больше всего от недоедания страдают дети.

Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый 4 - й житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Количество неграмотных увеличивается ежегодно на 7 млн. человек. Решение этой проблемы, как и др. , упирается в нехватку материальных средств. Для высвобождения и использования этих ресурсов во благо человечества необходимы новый мировой порядок, новое мышление, новый человек.

При прогнозе будущего человечества следует учитывать 3 обстоятельства.

1. НТР посредством автоматизации производства, интеллектуализации техники коренным образом изменяет место и роль человека в технологическом процессе.

2. НТР предполагает такого работника, который по уровню своего интеллектуального развития и разносторонности способен сформировать достойную человека искусственную среду его жизнедеятельности (ноосферу).

3. Люди должны овладеть новым мышлением, перейти к новому типу рациональности. Рационализация общества, односторонне ориентированная на рост производства вещей или извлечение прибыли, должна быть заменена рациональностью гармонического развития. Только гармонизация отношения человека к природе и к др. человеку в планетарном масштабе, – залог спасения человечества.

Пути выхода из кризиса и будущее человечества.

Решение глобальных проблем сводится к чел - им качествам и путем их усовершенствования. - новый гуманизм. Новая картина мира поставило в ценр внимания ч - ка. К - ое развитие ч - ка отстало от энергетических и технических возможностей общ - ва. Выход видится в развитие к - ры и формирования новых качеств человека. Это – глобальность мышления, отвращение к насилию, любовь к справедливости. Без соответствующих чел - их качеств ни применение экол - и чистых технологий, ни установление справедливого эк - ого порядка, ни разумная формулировка задач чел - ва. В связи с необходимостью формирования новых чел - их качеств на передний план выходит проблема образования, где закладывается тот ресурс, кот реализуется в послед жизни чел - ка. От образования зависит, как люди будут представлять свое место в мире, на какие цености будут ориентироваться; формирование либо перспективного взгляда на ход мирового развития, либо ориентация на сиюминутность. В большинстве случаев люди велдут себя так, будто глоб проблемы их некасаются и все образуется само собой, этому мешают психологич причины – страх обнаружить собств. бессилие, неверие в возможность спасения, трудности выроботки мировоззрения. Суть нового гуманизма связан с критикой технологически - потьребительской цивил - ции с позиции будущего. Новые задачи чел - ва – 1) Сохранение к - ого наследния 2) Сохранение ест среды обитания 3) создание мировой сверхгос - ой общ - ти 4) Увеличение эфф - ти пр - ва 5) Правильное использ - ие прир ресурсов 6) развитие внутренних (интеллектуальных), чувственных и телесных способностей чел - ка. Основание для оптимистич надежд на будущее содержиться в совр общ - ве, кот хар - ся как инфор - ое. Амер социолог Тоффлер считает что наилучший способ организации общ - ва – адхократия. Это временная ситуативная организация, направленная на решение какой - то конкретной задачи. В будущем следует ожидать изменение типа человеческой мыслительной деят - ти. Получит развитие визуальное мышление, как особый вид синтетического мышления. Система коммуникаций человек – человек изменится в систему чел –комп – чел, что приведет к проблемам социальной изалированности, разрыва понимания м/у людьми. В переходный период обнаружиться противоречие м/у требоаниями нового общ - ва и интеллектуальным уровнем чел - ка. Появление и развитие инфосферы должно сопровождаться развитием к - ры и образования иначе возможно к - ое отчуждение, дизориентация, последствия которых непредсказуемы.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по философии