Научное познание принято разделять на два уровня: эмпирический (опытный) и теоретический. Это различение имеет своим основанием: 1) методы познавательной активности; 2) характер достигаемых результатов.
На этом же основании ученых делят на экспериментаторов и теоретиков.
Эмпирическое познание в самом общем виде – это процесс сбора, проверки, накопления, систематизации и классификации научных опытных фактов. Эти факты требуют проверки, и ученый создает методы их проверки. Затем происходит накопление некоторого минимума фактов. Затем необходимо систематизировать разнородные факты. В результате возникают те или иные классификации. Конечным результатом эмпирического познания является совокупность научных фактов, подтвержденных опытом. Уже на этом уровне удается определить зависимость между некоторыми фактами. Словом, для эмпирического познания характерна фактофиксирующая активность.
В структуру эмпирического познания входят такие элементы, как наблюдения и эмпирические факты (результат достаточно сложной познавательной деятельности).
Наблюдение – это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущностных свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным или опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, если оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть неоднократно повторено при варьировании условий.
С помощью эксперимента объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследуемый процесс. Эксперимент двусторонен, позволяя, с одной стороны, подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с другой – содержит возможность выявления новых неожиданных данных. Эксперимент принадлежит одновременно и к познавательной, и к практической деятельности. Виды эксперимента – исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или количественный, подтверждающий, опровергающий или решающий, а также мысленный.
Если наблюдения могут строиться на основе естественного языка, то эмпирические факты требуют своего изложения на достаточно сложной научной категориальной основе. Рассмотрение этого явления ставит вопрос о демаркации научного и ненаучного знания, о критерии научности.
Однако только собрать факты для науки недостаточно. О науке можно говорить только тогда, когда этим фактам дается объяснение. Это осуществляется с помощью теории, т. е. теоретического уровня познания.
Познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Здесь орудием выступают понятия, категории, законы, гипотезы.
Конечным продуктом теоретического познания является теория. Научное знание и существует в виде совокупности научных теорий.
Структура теоретического знания также содержит в себе два элемента – частные теоретические модели и развитые теории. Теория – это определенная модель действительности, которая имеет ту или иную степень приближения. Теоретические модели могут быть более или менее адекватными действительности, т. к. каждая из них может фиксировать только некоторые ее стороны. Процесс научного познания усложняет эти модели, вводя все большее число переменных.
Каждая теория формулирует законы. Без законов знание не может рассматриваться как теоретическое, поскольку закон обладает максимальной объяснительной силой.
Наука имеет дело с законами двоякого рода – с динамическими и статистическими. Динамические законы фиксируют однозначную связь явлений (закон – существенная необходимая связь явлений). Многие законы физики, например, носят динамический характер. Статистические законы, или статистические зависимости, – это зависимости, обнаруживаемые для определенной совокупности явлений как тенденция. Другими словами, статистические законы не носят столь обязательного характера, как динамические. Также существует проблема соотношения этих законов.
Между эмпирическим и теоретическим уровнями есть интересное соотношение. Иногда одна и та же совокупность фактов допускает различные теоретические интерпретации. В принципе, это возможно в любой науке. Это происходит, если исследуемый феномен слишком сложен, обладает слишком разнообразными свойствами, чтобы это могло быть объяснено с помощью одной теории В данном случае теории связаны по принципу дополнительности. В общественных науках также существует возможность по - разному связывать факты между собой, что позволяет выстраивать разные теории, освещающие одну из граней явления. Необходимо рассматривать все теории, содержащие информацию об отдельных аспектах.
Еще один важный момент: классический, или традиционный, путь познания – это переход от эмпирического к теоретическому познанию. Но в современной науке, особенно в некоторых областях естествознания, имеет место обратное движение. В этом случае процесс научного познания начинается с гипотезы, которая имеет форму теории. Требуется обнаружить факты, подтверждающие или опровергающие теорию, т. е. начинается поиск фактов на базе выдвинутой гипотетической теории. Для фиксации этих фактов создается специальное оборудование. Если удается найти подтверждающие факты, теория становится истинной и принимается научным сообществом. В противном случае теория отбрасывается, и выдвигается другая. Как правило, это распространено в фундаментальных исследованиях.
Т. е. эмпирическое исследование выявляет все новые данные наблюдений и экспериментов, ставит перед теоретическим мышлением новые задачи, стимулирует его к дальнейшему совершенствованию. Однако и обогащающееся теоретическое знание ставит перед наблюдением и экспериментом все более сложные задачи.
Рекомендуем прочитать:
- методы научного исследования их классификация
- функции науки
- понятие об интеграции и дифференциации реферат
- критерии относительной и абсолютной истины
- научные принципы вмногообразии форм научного знания
- особенности современной цивилизации
- классификация наук аристотель
- социальное познание конспект
- заблуждение в истине
- ценности их природы и принципы классификации
Конспект по философии