Крушение тоталитарных режимов в Европе, переход от жестокой системы экономического регулирования к свободной рыночной экономике, а также поиск новых правовых основ взаимоотношения личности и общества выдвигают на первый план идею правового государства и гражданского общества. Они имеют первостепенное значение для положения личности в обществе.
Правовое государство как определенная теоретическая концепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Ряд положений, значимых для последующих представлений о правовом государстве, разрабатывался еще античными авторами, но в основном его теория сложилась в XVII - XIX веках в работах Локка, Монтескье, Руссо, Канта.
Правовое государство – это такое государство, в котором:
реально осуществляется приоритет права над всеми др. принципами в организации государственной власти (классовыми, сословными, национальными и т. д. );
реализуются все основные права и свободы граждан. Т. е. государство, издавшее закон, обязано руководствоваться им в своей деятельности до тех пор, пока он существует, хотя имеет право отметить или изменить его. Право определяет границы свободы как общества в целом, так и отдельного человека. Здесь можно говорить о диалектике прав и обязанностей, о мере дозволенного и недозволенного. Признавая свои права, человек обязан соблюдать и права других. В правовом государстве человек волен выбирать духовные ценности, профессию, образ жизни, а также должен гарантировать ему неприкосновенность жилища, частной жизни и т. д. В таком обществе господствует закон, а не отдельная личность. Следовательно, обеспечивается предсказуемость действий всех официальных государственных учреждений.
государственное управление организовано при обязательном разделении независящих друг от друга, самостоятельно избираемых трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Выполняя свои функции, они уравновешивают и контролируют друг друга, выступая против различных нарушений и злоупотреблений властью.
Таким образом, правовое государство опирается на основной закон (конституцию), который регулирует отношения власти и личности. Власть в нем ограничена законом, а само государство является правовым постольку, поскольку охраняет права граждан. В государственном регулировании общественных отношений действует принцип "разрешено все то, что не запрещено законом". Свобода и права других людей выступают как единственный ограничитель свободы личности, т. е. свобода каждого кончается там, где она нарушает свободу других.
Теория правового государства тесно связана с понятием гражданского общества, которое рассматривалось уже в античности. Так, в философии Аристотеля под гражданским обществом понималось просто «объединение граждан», они являются свободными и равными участниками союза и подчиняются одной политической власти. В это время гражданское общество и государство не отделялись друг от друга. Идею гражданского общества можно найти и у Цицерона.
В дальнейшем эта идея разрабатывалась философами Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо, Г. Гегель). В эпоху Просвещения и французских революций гражданское общество – это общество свободных частных собственников, свободных от политического регулирования и государственного вмешательства. Теорией гражданского общества занимались и др. философы: – Конт, Маркс.
Особый интерес к этому понятию проявлен в период новейшей истории, что вызвано, с одной стороны, усилением государственной регуляции общественной жизни (в этом плане гражданское общество противопоставляется государству), а с другой стороны, развитием социальной активности населения (и в этом плане гражданское общество трактуется как сфера реализации особенных, частных интересов отдельных индивидов).
В целом можно сказать, что в нем существует система самостоятельных, независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые обеспечивают условия для самореализации личности. Это различные ассоциации, клубы, союзы, объединения, в которых оформляются экономические, профессиональные, религиозные, культурные интересы граждан, не охваченные влиянием государства и политической системой. Наличие гражданского общества обеспечивает свободу личности и суверенитет по отношению к власти, предотвращает тоталитаризм и этатистские тенденции в общественном развитии, т. к. упор делается на самоценность индивида, его личную значимость. Правовое государство является необходимым шагом в формировании гражданского общества.
Зачастую гражданское общество понимается как область, пространство внегосударственной жизнедеятельности граждан, и тогда это понятие используется в связке с понятием «демократическое правовое государство». Используемое в таком сочетании понятие гражданского общества слишком идеализировано и идеологизировано. Это проявляется в том, что в рамках государственного устройства общества всегда существует неполное совпадение между государственной жизнью и личной жизнью людей (неважно, являются ли они гражданами или подданными), между общественными и частными интересами, а использование понятия гражданского общества предполагает наличие такого несовпадения только в некоторых проявлениях государственного устройства общества, выдаваемых за образец, идеал общественной организации, а также сведение всего будущего развития общества. к этим его частным, отдельным проявлениям. Противоречивость понятия гражданского общества проявляется в том, что оно предполагает развитие внегосударственной сферы жизнедеятельности граждан именно на основе разветвленного законодательства, обеспечиваемого бюрократическим государственным аппаратом, в то же время находящимся под контролем граждан, т. е. чиновники должны управлять гражданами, а граждане должны управлять чиновниками.
Вместе с тем рациональный смысл понятие гражданского общества все же имеет. Он заключается в том, что его следует понимать всего лишь как одну из частных характеристик развития государственности и политической сферы, свидетельствующий о ее качественной трансформации, переходе в неполитическую, собственно сферу самоуправления человечества.
Рекомендуем прочитать:
- классификация ценностей природы учеными разных стран
- социальная сфера в жизни общества
- две тенденции в развитии национальных отношений
- сфера духовной жизни общества
- организация как субъект целеполагания и коллективного действия
- 4 сферы производство обмен потребление
- канспект на тему жизненные ценности молодых людей
- политико управленческое воздействие
- разделы философского знания: онтология гносеология этика эстетика философская антропология
- иерархия ценностей работника вуза
Конспект по философии