Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника, как правило, имеет физико-химическую природу, хотя сейчас есть и биологические технологии. Артефакты в принципе не отличаются от природных явлений, но как символы человеческой деятельности должны оцениваться с социологической точки зрения. Техника вооружает человека, делает его более сильным, быстрым, здоровым, но ослабляет, укорачивает жизнь, ведет к болезни. Необходим поиск оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия.
Взаимоотношение техники и науки. Техника раньше – прикладная наука, в основном прикладное естествознание. Теперь она оказывает большое влияние на науку. В отличие от науки, техника – не охота за знанием, а стремление действовать, производить аппараты и технологии.
Проблема оценки техники. Необходимо применение фрагментации и редуционизма, систематическая оценка техники, сопоставление альтернатив, предотвращение нежелательных последствий. Идеалы техники – технические проекты должны быть разумными, полезными, безвредными для человека, соответствовать истинно человеческому, их временные горизонты должны быть обозреваемы. Оценка технологии – дело не единичного эксперта, а коллективного лица, института, госструктуры. Подходы к оценке техники.
1) натуралистический: человеку недостает своих органов по сравнению с животными, вынужден компенсировать развитием техники.
2) волевой: человек реализует посредством развития артефактов свою волю к власти на всех уровнях – индивидуальном, национальном, классовом, государственном. Техника не может быть нейтральной в политическом смысле.
3) естественнонаучный: техника – прикладная наука.
4) рациональный: техника – сознательно регулируемая деятельность человека, в научное понимание вносятся коррективы социокультурного плана.
Проблема техноэтики, три позиции.
Техноэтика добродетели. Моральный облик техночеловека и инженера. Особое значение имеет аккуратность и тщательность, предвидение и предупреждение о нежелательных последствиях.
Техноэтика долга. Моральные максимы. Недопустимо лгать о последствиях, делать человека придатком техники, каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет развития человека как свободной творческой личности. Требование безопасности человека, экологическое совершенство.
Техноэтика ценности. Непосредственные ценности: благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологические качество, развитие личности и общества. Ценности, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность). Некоторые имеют конкурирующий характер.
Круг гуманитарных проблем ФТ определяется влиянием технич прогресса и отд видов техники на развитие чел, особенно его духовного мира. Это влияние огромно и необх учитывать место и роль техники в системе культуры. Культура как совокупн типичных образцов из всего того, что создано человеком за все время развития чел общ - ва подраздел на 2 класса эталонов, образцовых моделей и норм. 1) техника как совокупн достижений в развитии средств специфич челов деятельности 2) класс - достижения в развитии форм жизни общ - ва, в получении желаемых рез - тов и продуктов деятельности, кот производятся в массовом количестве и постоянно потребляются людьми для обеспечения самой жизни.
Т. к. культура может развиваться лишь активной деятельностью людей, то влияние техники оказывается существенным во всех областях культуры. Обычно это влияние оценивали с т зрения политэкономии и отвергали технику духовной культуры. Данное противопоставление техники и культуры определяется тем, что Т ограничивают сферой массового фабрично - заводского производства, где человек превращается в придаток техники. Компл автоматизация процессов позволяет преодолеть данный фактор дегуманизации чел деят - сти. Исполь - е техники должно быть таким, чтобы гуманистические (соц, эколог, эстетич, этич) ценности преобладали над технико - экономическими. Сущ этическая проблема: техн прогресс опережает нравственный. В связи с новыми возможностями манипуляции и вмешательства в жизнь чел выделяется целый ряд проблем в области инженерной этики.
Рекомендуем прочитать:
- с чем связана необходимость классификации научного знания
- интеграция для современной науки
- современная цивилизация ее
- логические методы научного исследования
- модели взаимодействия науки и техники
- что относится к формам научного знания
- трудность социального познания
- обществознание лекции духовная сфера
- каковы основные проблемы формирования нового международного политического порядка
- гражданское общество и правовое государство конспект
Конспект по философии