ИсторияКультурологияПредпринимательствоФилософияЭкологияБЖДНаши фотографии

Необходимость структурных изменений в экономике

Конспект по экологии

Осуществление основных требований экологизации экономики, введение экологических функций в категории макроэкономики и полная реализация платности природопользования предполагают радикальные структурные изменения в экономике, направленные на снижение ее природоемкости. Они должны включать следующие взаимосвязанные преобразования:

1) количественную и качественную перестройку экономики ресурсов энергетики и промышленности, ориентированную на их максимальные экономию и эффективность использования;

2) изменение отраслевой и технологической структуры производства с постепенным исключением из нее производства значительной части вторичных средств потребления и минимизацией ресурсоемкости и отходности производства средств производства и потребления;

3) поэтапное включение в механизмы и факторы ценообразования всех экологических издержек хозяйственной деятельности и стоимостной оценки риска экологических поражений;

4) отказ от диктата предложения в экономике и торговле; исключение той части маркетинга, которая навязывает и стимулирует избыточные ассортименты вторичных средств потребления.

Следствиями выполнения этих требований должны стать:

а) замедление и прекращение количественного экономического роста (в расчете на душу населения) и переход к стратегии качественного роста производства;

б) перераспределение трудовых ресурсов из сфер материального производства и обслуживания государств в сферу обслуживания людей, включая науку, образование, здравоохранение и правовую защиту;

в) изменение структуры потребностей людей с ограничением сферы факультативных потребностей;

г) уменьшение экономического и социального неравенства людей.

Рассмотрим содержание этих возможностей.

Изменения в экономике ресурсов должны базироваться на представлениях о соотношении ресурсов биосферы и техносферы, и на экологически ориентированных принципах современной ресурсологии.

Реализация этих принципов по существу означает применение высокого биосферного экологического налога на ресурсы, что влечет за собой подорожание всей ресурсной базы экономики и, следовательно:

а) общее количественное ограничение изъятия ресурсов;

б) необходимость более глубокой разработки месторождений и более полного извлечения полезных компонентов из сырья;

в) стимулирование всех средств экономии ресурсов в процессе производства и потребления;

г) необходимость замены ресурсов и изыскания новых, более экологичных ресурсов;

д) максимально возможное переключение ресурсной базы экономики с невозобновимых на возобновляющиеся ресурсы.

В частности, в ближайшие 2—3 десятилетия человечество неизбежно столкнется со значительным подорожанием топливно-энергетических ресурсов, и это вызовет разветвленную цепную реакцию перестройки всех слагаемых экономики в русле вынужденной экологизации.

Изменения в отраслевой и технологической структуре производства в плане экологизации экономики предполагают:

1) изменение соотношения между главными категориями производства (А и Б): уменьшение производства средств производства при сохранении или увеличении объема производства средств потребления как менее природоемкого. Это требование можно представить как «облегчение» структурной пирамиды экономики вместо ее «утяжеления», характерного для современной российской экономики;

2) постепенное исключение производства антиэкологичных излишеств сферы потребления. Так, только прекращение производства и «переплавка» тяжелых вооружений (военных кораблей, самолетов, танков, орудий, ракет и т.п.) может, по оценкам специалистов, «облегчить» мировую экономику на 15—18 %. Почти такой же эффект может быть достигнут за счет 50 %-го сокращения производства и эксплуатации легковых автомобилей, которые крайне антиэкологичны, неэффективны и становятся еще большим излишеством в эпоху совершенствования средств связи. Заметный резерв сокращения масштабов экономики содержится и в отказе от избыточных ассортиментов вторичных средств потребления, которые приносят больше вреда, чем пользы. Таким образом, существует принципиальная возможность почти вдвое уменьшить природоемкость экономики только за счет исключения излишних в эколого-экономическом отношении производств;

3) техническое и технологическое перевооружение производства с целью минимизации его ресурсоемкости и отходности, а также увеличения средозащитной эффективности. Именно этот путь главным образом реализуется в современной природоохранной практике. С экономической точки зрения он выглядит наиболее простым, тем более что согласуется и с внеэкологическими интересами повышения эффективности производства. Но, как мы видим, он далеко не единственный и, как уже отмечено раньше, не может сам по себе решить проблему необходимого снижения природоемкости производства.

Сокращение производства неизбежно ведет к серьезным социальным коллизиям. Часто они становятся главным препятствием для закрытия или радикального перепрофилирования предприятий по экономическим и экологическим мотивам. Поэтому экологизация экономики должна включать продуманную политику изменения рынка труда и перевода значительной массы трудовых ресурсов из сферы производства в сферу обслуживания, емкость которой и разнообразие приложения в ней активности людей неизмеримо больше, чем принято думать.

Изменение ценообразования с необходимостью вытекает из развития системы платности природопользования и экологического налогообложения. Номинальная себестоимость всех продаваемых товаров и услуг занижена по сравнению с реальной себестоимостью ровно на ту величину, на которую не скомпенсирован экономический ущерб, причиненный окружающей среде и реципиентам всеми стадиями производства и эксплуатации средств потребления. При этом разность между номинальной и реальной себестоимостью тем выше, чем больше природоемкость производства и эксплуатации. Так, на себестоимости автомобиля отражаются платежи за загрязнение среды всех производств, участвовавших в создании и обеспечении эксплуатации этого транспортного средства, начиная с добычи руды, химического сырья, нефти и кончая сборкой, покраской и заправкой. Но, во-первых, этими платежами скомпенсирован далеко не весь ущерб от производства. Во-вторых, ни в стоимость самого автомобиля, ни в стоимости его обслуживания, ни в стоимость запчастей, горючего и масел не входит цена того ущерба, который причиняется эксплуатацией автомобиля химическим, физическим загрязнением среды и риском для здоровья и жизни людей. Полная компенсация всех источников ущерба от производства и эксплуатации должна очень существенно повысить стоимость автомобиля и владения им.

Поскольку экологическое налогообложение касается не только производителей, но и покупателей, то полная реализация платности природопользования в условиях открытой экономики неизбежно ведет к увеличению расхождения между ценами и покупательной способностью. Вследствие этого должно происходить автоматическое вытеснение с рынка наиболее природоемких товаров и услуг.

Отказ от диктата предложения в экономике — одно из наиболее острых нарушений экономической традиции. Дело в том, что в долгосрочной перспективе определяющим фактором экономического роста является не совокупный спрос, не совокупная потребность, а совокупное предложение. Экономическая история ХХ в. знает немало примеров, когда наглый напор предложения стимулировал первоначально слабый, но быстро возрастающий спрос, обеспечивал быстрый рост капитала и порождал устойчивые потребности. К сожалению, часто это касалось и касается противоестественных, антиэкологических стимулов потребления, дававших наибольшую прибыль, -  оружия, наркотиков, алкоголя, лекарств. Но, по сути, практически любое превалирование предложения над спросом антиэкологично в той мере, в какой не контролируется экологическими требованиями к производству и сохранению здоровья и жизни людей. Это как раз тот случай, когда «экономический прогресс» отнюдь не приводит к повышению благосостояния. Вот почему экологизация экономики требует отказа от искусственного стимулирования новых потребностей и строгого согласования предложения со спросом под экологическим и медико-биологическим контролем.

Тяга людей к новизне должна удовлетворяться творчеством самих людей, а не интересами наживы. Контроль и ограничение свободы маркетинга направляется на то, чтобы исключить вредные последствия навязчивой рекламы сомнительных вторичных средств потребления и избыточных ассортиментов товаров и услуг. Диктату предложения следует также противопоставить высокую потребительскую культуру людей.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по экологии