Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции.
Основные представители: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Блез Паскаль, Бенедикт (Барух) Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Дэвид Юм.
Философия Нового времени обязана своими достижениями отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Философия поставила в центр проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. Представления о таком универсальном методе и разделило философов на различные направления.
Рационализм. Дедуктивный метод познания (от общего к частному). Приходилось признать существование врожденных идей. Из этих идей можно вывести любое знание, вплоть до знания о существовании Бога.
Эмпирики (сенсуалисты). Основной метод - индукция. Единственный источник знания - опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Априорные врожденные знания полностью отрицаются. Эмпирики признавали возможную обманчивость ощущений, но считали, что для их верификации следует использовать эксперимент. На основе верифицированных знаний, добытых из опыта, мы можем строить теории.
Субъективный идеализм.
За понятиями, которым не соответствуют никакие ощущения и восприятия нашего ума, нет никакой реальности, т.е. они суть фикции. Дж. Беркли: «существовать — значит быть воспринимаемым», какая-либо объективная реальность, выражаемая этими понятиями-фикциями, не существует.
К таким понятиям, которые субъективные идеалисты считали фикциями, относятся основные категории философии — материя, субстанция и т.п. Поскольку они лежат в основе всех наук, являются их категориями, на которых строится все здание познания. Приверженцы считали науку в принципе невозможной, так как она изначально строится на ложных основаниях.
Мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии. Другими словами, в познании мы имеем дело лишь с совокупностью наших ощущений.
Агностицизм. Основы позиции - в противоречии: знание может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому анализу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижимы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».
Отрицая объективную причинность, агностики признавали причинность субъективную в виде порождения идеи чувственными впечатлениями. Источником знаний - только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов.
Рекомендуем прочитать:
- основные филосософские проблемы средневековой философии
- возникновение и формирование марксистской философии
- философия в эпоху просвещения фото
- философская антропология философия человека
- философы эпохи возрождения конспект
- философия как форма мировоззрения
- либеральная философия в с соловьёва
- философия 19 го века философия
- этико философское учение др китая
- греческая античная философия сформировалась
Конспект по философии