Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
2 основных источника формирования:
1) древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях,
2) Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". Все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.
Теоцентризм - понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее – находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Креационизм - принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение. В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
Схоластика - тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами.
Номинализм - зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.
Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.
В результате длительных споров, ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения на то, как решить проблему отношения веры и разума:
Рационалистическая точка зрения.
Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;
Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками теории двух истин - теологической и научной;
Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку по их предметам и целям;
Точка зрения полного отрицания ценности науки.
Рекомендуем прочитать:
- философия нового времени юм
- основные этапы развития философской мысли в древнем китае
- гносеология и онтология в искусстве
- мировоззрение типология мировоззрения и основные характеристики
- гуманизм конспект по философии
- конспект древнегреческая философия
- лекция по марксистской философии
- русская философия конспект
- философия 20 го века
- монизм дуализм плюрализм простыми словами с примерами
Конспект по философии