Создание халифата и распространение ислама способствовали развитию научных знаний. Коран поощряет грамотность и знания наукой. На территории халифата арабский язык стал языком науки. На арабский алфавит перешел персидский язык, и арабскую графику восприняли многие народы, говорящие на тюркских языках - турки-сельджуки, предки современных узбеков, азербайджанцев и многих других. Позднее почти все народы, принявшие ислам, перешли на арабский алфавит. Роль и значение арабского языка для исламского мира можно сравнить с ролью, которую сыграл латинский язык в средневековой Европе. Люди науки говорили и писали на одном языке. Ислам создал огромное информационное поле, доступное всем грамотным людям. Арабскому языку мировая цивилизация во многом обязана сохранением наследия античного мира. Мусульманские ученые перевели на арабский сочинения античных писателей и ученых древности – Аристотеля, Архимеда, Пифагора, Птолемея, Гиппократа, Эвклида и т.д. Большой вклад в развитие науки внесли ученые- мусульмане - такие как математик Ал-Хорезми, врач Авиценна, поэт и математик Хаям и многие другие. Через арабов по всему миру распространились индийские цифры. При мечетях открывались начальные школы, где одним из основных предметов был арабский язык, значение которого было свидетельством образованности. По всему исламскому миру были открыты многочисленные медресе, где обучали не только богословию, но и светским наукам – математике, астрономии, медицине, философии, риторике, архитектуре. Многие медресе со временем превратились в университеты. Широко известны университеты Египта - Аль - Азхар в Каире, в Багдаде, в Дамаске и других городах.
Особо следует отметить вклад мусульманских торговцев и путешественников в развитии географической науки. Они оставили великолепные описания тех стран и народов, которые посетили во время своих странствованиях. Мусульманские купцы различных национальностей были прекрасными мореходами, совершавшими далекие путешествия на своих кораблях.
В исламских странах почитанием и уважением пользовались поэты. Каждый средневековый правитель старался заполучить себе в свиту не только знаменитого астронома или медика, но и выдающегося поэта. Всему миру известны имена Рудаки, Низами, Навои, поэта- правителя из династии Великих Монголов - бабура и многих других.
Больших успехов достигли зодчие мусульманских стран. Творчески развивая наследие доисламского периода в истории своих народов, они создали прекрасные архитектурные ансамбли в Испании, Индии, Египте и Средней Азии. Особо выделяется искусство орнаментального украшения зданий. Орнамент поражает совершенством, пышностью, и одновременно строгостью рисунка. Свидетельством тому служит декор самаркандских и бухарских ансамблей позднего средневековья.
Коран запрещает мусульманам изображать людей и животных. Это объясняется традицией борьбы с идолопоклонством, которую вел ислам на ранних этапах своего развития. Мусульмане считают, что любое изображение живого существа может возродить идею поклонения идолам. Тем не менее этот запрет довольно быстро в некоторых странах был забыт. Так, в Персии (бывшее название Ирана) уже в средние века получила широкое распространение персидская книжная миниатюра. Сценами из жизни средневекового общества расписаны станы дворцов правителей Хорезма, Пянджикента, Бухары и многих других городов. Изображения тигров («львов», как их называли мусульмане) помещены на фронте широко известного медресе Шер - Дор в Самарканде. Вообще запрет на изображение живых существ довольно успешно игнорировался мусульманскими художниками.
Прекрасные керамические изделия были хорошо известны за пределами исламского мира. Кузнецы Дамаска изобрели уникальную по своим качествам сталь, из которого изготавливались особо прочное оружие и доспехи.
Рекомендуем прочитать:
- культура халифата
- понятие эпохи возрождения
- великие эпические памятники европейского средневековья
- конспект о реализме русском
- архитектура что такое ордерная система
- французский классицизм в скульптуре
- миф в жизни древнего
- какую черту унаследованную от этрусков римляне привнесли в скульптуру
- понятие культуры в эпоху возрождения
- 1 французское просвещение ф вольтер ш монтескье ж руссо
Конспект по культурологии