РОМАНТИЗМ - протест против суровой противоречивой действительности. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей.
1. Это такое направление, которое делит мир на 2 мира: - мир действительности, который романтик отвергает; - мир мечты, осуществление которой автор находит в др. мире, не существующем сегодня (мир души, античность..).
2. Романтизм - противник классицизма (нет единства места, времени и действия), он признает развитие. Часто в произведениях героями явл. разбойники, изгои, бунтари. Для романтика нет исходно плохих людей, такими их сделало соц. общество.
3. Р. делится на 2 направления: иррациональный и героический. Гофман - у истоков романтизма. Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск, критичность восприятия бытия - «Житейские воззрения кота Мура», «Эликсир дьявола», «Золотой горшочек».
Р. рассматривает проблему трудности вступления молодого поколения в социальную и трудовую жизнь. Байрон «Паломничество Чайльд Гагольда» (англ.). Генрих Гейне Китс «Огонь», «Психея». Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира. Р. не заканчивается в 19 в., он продолжается и в 20 в.
Реализм в европейской литературе.
РЕАЛИЗМ утверждается в 30 — 40-е
Реализм — это правдивое, объективное отражение действительности.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.
Во Франции в 30— 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную «Челове-ческую комедию»;
Виктор Гюго - «Собор Парижской богоматери», «Девяносто третий год», «Отверженные» и др. Гюстав Флобер - «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо» Проспер Меримо — мастер новелл «Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен», автор пьес, исторических хроник «Хроника времен Карла10» и др.
В 30 — 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения «Домби и сын», «Тяжелые времена», «Большие ожидания», являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «История Генри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.
В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всего произведения, норвежских писателей: Генриха Ибсена - драмы «Кукольный дом» («Нора»), «Приведения», «Враг народа» призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы «Банкротство», «Свыше наших сил», и стихи. Кнут Гамсун - психологические романы «Голод», «Мистерии», «Пан», «Виктория», в которых изображен личности против обывательской среды.
В 80 г- гл. направлением Франц. Лит-ры явл-ся нанурализм братья Гонкур, Эмиль Золя
МУЗЫКА Л. ван Бетховен (немец)
Живопись –реалистич. Направление.Делакруа «Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»»Взятие крестоносцами Константинополя»
Реалистический пейзаж –Пуссо, Добиньи.
Реалист направление –Домье «Бурлак». «Суп», «Вагон з класса»
Курье «Дробильщики камня», «Похороны в Орнаре» Моне»Стога сена» «Впечатление , восходящее солнце».
Противоречия м/у архитектурой и новой техники , архаичными формами и новым назначением зданий пытался разрешить новый стиль «модерн» Архитекторы Гауди (Испания), Макинтош (Великобритания) В области скульптуры глубокое воздействие на все национальные школы оказало творч-во франц-х скульпторов Родена «Бронзовый век»»Мыслитель» восстановить утраченную власть над умами. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идеи гуманизма унаследовав лишь манеру, технику ( так наз. Маньеризм ). 17-18 в В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущих методов исследования утвердились наблюдение и эксперимент (опыт).
Рекомендуем прочитать:
- модернизм и его место в культуре 20 века
- арабский халифат наука
- классицизм в художестве
- философия эпохи просвещения лекция
- стиль импрессионизма в искусстве 19 века
- жизнь европы в 19 веке
- функции мифов в культуре первобытных народов
- постимпрессионизм в искусстве 19в
- конспект структура взаимодействия культур
- готический стиль кнспект по культурологии
Конспект по культурологии