ИсторияКультурологияПредпринимательствоФилософияЭкологияБЖДНаши фотографии

Внутриполитическое развитие России в 1991-2000 гг

Конспект по истории России

Государственный аппарат России в начале 90-х годов состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Глава исполнительной власти - избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же - Главнокомандующий Вооруженными силами. Высшая судебная инстанция - Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Конституционный кризис. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал В.С. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в “реакционную силу”.

Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря 1993 г. были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента, оценив их как государственный переворот, и заявили об отстранении его от власти. Обязанности президента России были возложены на А.В.Руцкого.

В Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально- экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска, которые с помощью спецподразделений уже во второй половине дня 4 октября штурмом овладели «Белым домом», арестовав главных зачинщиков нового путча (Хасбулатова, Руцкого и др.).

Одержав верх, Президент приступил к ликвидации Советов по всей стране. 12 декабря 1993 г. был проведен референдум по новой Конституции РФ, проект которой получил одобрение и вступил в действие. Вступившая в силу новая Конституция резко расширяла полномочия президента и выводила правительство из-под парламентского контроля.

Одновременно с референдумом состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Правительственный блок «Выбор России» выступал под лозунгами либеральных реформ в экономике и усиления президентской власти. Несмотря на официальную, государственную поддержку, 12 декабря «Выбор России» потерпел поражение – его кандидаты в Государственную Думу получили лишь около 15% голосов (всего в выборах приняло участие немногим более 50% российских избирателей). Этот неожиданный результат отразил недовольство избирателей падением уровня жизни и протест против жестких действий властей в октябре 1993 г. Наибольшего успеха по партийным спискам – 23% - добилась Либерально- демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В.В.Жириновским, выступавшая с позиции национал-популизма. Третье место заняла Коммунистическая партия (КПРФ), возглавляемая Г.А.Зюгановым – 12%. Представительство в Думе получили также прокоммунистическая Аграрная партия, оппозиционно-демократический блок «Яблоко» (лидер – либеральный экономист Г.А.Явлинский), центристская Партия российского единства и согласия, организация «Женщины России», перешедшая в оппозицию Демократическая партия России. Сокрушительное поражение потерпели умеренно- центристские силы («Гражданский союз»). Хотя благодаря независимым кандидатам самую многочисленную фракцию составил «Выбор России», а многие внепартийные депутаты поддерживали правительство, итоги выборов расценивались как поражение реформаторов.

Первым председателем Совета Федерации стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И.П. Рыбкин.

В соответствии с Конституцией Россия объявлялась демократическим, федеративным, правовым государством, с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления.

Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

Вскоре после выборов лидер «Выбора России» Е.Т.Гайдар и либеральные министры подали в отставку с правительственных постов. В окружении президента Б.Н.Ельцина и в правительстве РФ усилилось влияние консервативных деятелей, представляющих силовые структуры и военно- промышленный комплекс.

Для стабилизации политического положения в апреле 1994 г. администрацией президента был подготовлен Договор об общественном согласии – подписанный рядом политических и общественных организаций, но не оказавший реального воздействия на улучшение обстановки в стране.

17 декабря 1995г., в обстановке падения популярности президента и правительства, роста влияния консервативной оппозиции состоялись очередные парламентские выборы. На выборы в Государственную Думу общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической и политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые “ущемляли” интересы страны.

Сформировавшееся накануне выборов Всероссийское общественно- политическое движение “Наш дом - Россия” объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% - “Наш дом - Россия”, 11% - ЛДПР, 10% - блок Г.А. Явлинского («ЯБЛоко»), 17% - независимые и 14% - другие избирательные объединения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского.

В январе 1996 г. начала свою работу VI Государственная Дума. Спикером Думы был избран коммунист Г.Н. Селезнев. Выборы в Совете Федерации (верхней палате парламента) принесли успех губернатору Орловской области и бывшему члену Политбюро Е.Строеву.

Сразу после выборов Б.Н.Ельцин произвел перестановки в правительстве, еще более укрепившие позиции консервативных сил (отставка «последних либералов» – главы администрации С.Филатова, первого вице-премьера А. Чубайса, министра иностранных дел А.Козырева). Эти попытки были расценены как примирительные жесты в отношении национал-коммунистической оппозиции перед президентскими выборами.

Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии осенью 1992 г. удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами.

Осенью 1991 г. к власти в Чечне пришел Д. Дудаев. В 1992 г. произошло разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В соответствии с Указом Президента РФ от 30 ноября 1994 г. для восстановления конституционной законности и порядка в Чечню были введены федеральные войска. Вместо обещанного быстрого разгрома незаконных вооруженных бандформирований начались затяжные кровопролитные боевые действия, которые завершились лишь в конце 1996 г. Подписанное между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов, которые состоялись в начале 1997 г. Однако эти меры не способствовали стабилизации обстановки в регионе.

В августе 1999 г. вооруженные отряды международных террористов с территории Чечни совершили нападение на Дагестан. Для борьбы с терроризмом были задействованы значительные силы федеральных войск и боевой техники. После разгрома крупных террористических вооруженных формирований были определены численность и сроки вывода войсковой группировки из Чечни и Дагестана. Как отметил в ежегодном послании (апрель 2001 г.) Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин, этот результат был достигнут дорогой ценой. В настоящее время на Северном Кавказе проводится контртеррористическая операция по выявлению и ликвидации террористов и бандитов.

Значительным шагом в укреплении государственности явилось решение Президента РФ В.В. Путина о создании федеральных округов. Деятельность полномочных представителей заметно приблизила федеральную власть к регионам. В течение 2000 г. одной из основных задач полпредов было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Из более чем трех тысяч нормативных актов субъектов федераций, не соответствовавших Конституции РФ, 4/5 из них приведены в соответствие.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России