Во все времена люди использовали ресурсы природы для производства продуктов питания, одежды, строительства зданий, прокладки дорог и т. д. При этом всегда решались конкретные задачи, и люди просто не думали о возможных побочных воздействиях на окружающую среду. Пока масштабы производственной деятельности человека были малы по сравнению с общепланетными геофизическими процессами, побочные воздействия были малозаметны. Природные пространства были столь обширны, что достижение техногенных целей слабо отражалось на общем состоянии природы. Но по мере роста народонаселения и масштабов техногенной деятельности побочные воздействия на окружающую среду становились всё более опасными, а природные пространства непрерывно сокращались.
В XVIII веке интенсивность техногенного воздействия на природу резко увеличилась после изобретения машин и повсеместного использования механизированных производств.
В середине XIX века ученые-биологи начали изучать взаимоотношения растений и животных между собой и окружающей средой. Стало ясно, что снижение качества окружающей среды уже нельзя считать приемлемым компромиссом. Произошла переоценка ценностей, и были приняты первые меры. Возникли природоохранные движения, мировым сообществом были приняты первые законы об охране окружающей среды, возникли государственные учреждения, контролирующие состояние окружающей среды и меры по её защите.
В середине XIX века возникла и начала развиваться специфическая область биологических знаний, названная экологией.
Термин «экология» был предложен немецким учёным Э. Геккелем в 1866 г. и образован от двух греческих слов oikos – жилище, дом и logos – наука, обозначающих дословно «наука о местообитании». В трактовке Э. Геккеля экология – «это познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды». Существует множество вариантов определения экологии как научной дисциплины. Для настоящего времени можно считать наиболее подходящим следующее: экология – это наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Таким образом, экология относится к числу наук о жизни, то есть является составной частью биологии.
Однако это и другие, более пространные определения не уточняют, включается ли в число «организмов» человек; причем не просто как биологический вид Homo sapiens, а как человеческое сообщество вместе со своей специфической средой обитания, со всем своим хозяйством, – как цивилизация. Если не включается, то экология остается в рамках «классических» представлений как часть биологии. Для человека же выделяется самостоятельная социальная экология, а для связанных с деятельностью человека экологических проблем – так называемая наука об окружающей среде.
В расширенном понимании отношений человека и природы возможны разные подходы. Согласно одному из них, наиболее распространенному, взаимоотношения Человека и Природы строятся по правилам, которые устанавливает сам Человек. Овладевая законами природы, подчиняя их своим интересам, опираясь на свой разум, социальную организацию и технологическую мощь, человек считает себя свободным от давления большинства тех сил, которые действуют в живой природе. Они не распространяются на человека или, по край ней мере, играют подчиненную роль по отношению к законам жизни людей.
В рамках этого подхода считается, что зависимость человека от природы тем меньше, чем выше его культурный уровень и техническая вооруженность; что законы природы не могут и не должны мешать экономическому росту, научно-техническому и социальному прогрессу человечества. Возникшие проблемы окружающей среды представляются следствием нерационального ведения общественного хозяйства, его чрезмерной ресурсоемкости и отходности и выглядят принципиально устранимыми путем технологической реорганизации и модернизации производства. А природа в силу своей живучести будто бы может приспособиться к деяниям человека на планете, перейдя на новый уровень организации и функционирования. Человеческое общество и живая природа рассматриваются как две разные системы, внутренние связи в каждой из которых сильнее, существеннее, чем связи между ними.
Этот подход, ставший знаменем индустриальной цивилизации, называют технологическим, или (в его крайних проявлениях) технократическим, т.е. ставящим человека, его технологии, его власть над природой в центр экологических проблем. На стихийном уровне он характерен для большинства людей, в том числе для политиков, экономистов, хозяйственников, и представляется естественным для инженеров. По существу, это самое яркое и реализуемое на практике проявление современного антропоцентризма, возвышающего человека над природой.
Экологический антропоцентризм — это система представлений группового эгоизма, в которой мир людей противопоставлен миру природы, где только человек обладает высшей ценностью. Все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку может быть полезно человеку. Природа объявляется объектом «пользования» и собственностью людей с несомненным правом этой собственности. При этом доминирует «прагматический императив»: правильно и разрешено то, что полезно человеку, людям. Природа низведена до объекта человеческих манипуляций как обезличенная «окружающая среда». Соответственно этому этические нормы и правила действуют только в мире людей, но не распространяются на взаимодействия с миром природы. Такой антропоцентризм, согласно которому человек находится «на вершине пирамиды мироздания», составляет основу западной экологической культуры. По существу, это антропоцентризм антиэкологический.
Однако существует и другой взгляд на взаимоотношения Человека и Природы, который лежит в основе новой стратегии развития цивилизации.
Несмотря на свое кажущееся надприродное превосходство человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем главных экологических законов и в своих взаимоотношениях с природой вынужден и должен принимать ее условия.
Развитие человеческого общества рассматривается как часть эволюции природы, где действуют законы экологических пределов, необратимости и отбора. Возникновение проблем окружающей человека среды обусловлено не только ее загрязнением, но и антропогенным, т.е. порожденным самим человеком, превышением порога выносливости биосферы, нарушением ее регуляторных функций. Последние не могут быть восстановлены или изменены только технологическим путем. Прогресс цивилизации ограничивается экологическим императивом — безусловной зависимостью человека, человеческого общества от состояния живой природы, требованием подчинения ее законам. Эта зависимость и пределы устойчивости биосферы находятся в центре экологических проблем. Такой подход характерен для сравнительно узкого круга профессиональных экологов и системных аналитиков, воспринявших экологическую ориентацию глобальных проблем.
Данный подход называют экоцентрическим, так как в отличие от антропоцентризма он исходит из представления об объективном существовании единой системы, в которой все живые организмы планеты Земля — микроорганизмы, растения и животные, включая людей с их ресурсами, хозяйством, техникой и культурой, взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой.
Нельзя не заметить, что и в данном случае в центре рассуждений оказывается человек. Нам, людям, очень трудно отстраниться от антропоцентризма. Поэтому экоцентризм также несет печать антропоцентризма, только с отрицательным знаком, где человек выступает в качестве виновника и ответчика за все экологические нарушения.
Существует также крайний, «рафинированный» экоцентризм, который на Западе чаще называют биоцентризмом, или этикой дикой природы. Он имеет ограниченное число сторонников и носит характер идеологии заповедного дела. Биоцентристы полагают, что участки дикой природы обладают ценностью сами по себе, вне зависимости от человеческих интересов и суждений о ценности. Идея дикой природы заключается в ее защите ради нее самой. Биоцентризм видит дикую природу священной, имеющей внутреннюю ценность и обладающую моральными правами и свободой от какого-либо человеческого вмешательства, в том числе научного, рекреационного или религиозного. Такая идеализация дикой природы красива и трогательна, но плохо вписывается в современную реальность и противоречит идеологии и практике природопользования Возможные приложения биоцентризма очень ограниченны. По меньшей мере, биоцентризм запоздал: слишком мало девственной природы осталось на нашей планете, да и та числится как «ресурсный потенциал».
Так или иначе, выбор между антропоцентризмом и экоцентризмом или компромисс между ними, реализуемый в общественном сознании и поведении, во многом определяет стратегию дальнейшего развития человеческого общества. Подавляющее большинство людей, в том числе и тех, кто искренне ратует за сохранение живой природы, придерживаются антропоцентристской точки зрения, так как она выглядит естественнее, проще, оптимистичнее и отталкивается от предыдущего практического опыта человечества. Однако в настоящее время уже существуют очень веские естественно-научные и этические аргументы в пользу экоцентризма, пренебрегать которыми нельзя. Следует понимать, что «природа хитроумна, но не злонамеренна» (А. Эйнштейн). Она все же не пассивна под антропогенным давлением. И такие ее ответы, как возросшая неустойчивость климата, неожиданные цепные реакции в экосистемах и новые болезни, серьезно увеличивают уязвимость человеческого рода. Следует также помнить, что все наиболее важные достижения естествознания были связаны именно с отходом от антропоцентризма. Достаточно вспомнить Коперника, Галилея, Ньютона, Лапласа, Дарвина, Эйнштейна.
После Геккеля в понятие экологии вносились различные смысловые оттенки, которые расширяли или сужали предмет этой области знания. Постепенно экология приобрела статус науки об организации и функционировании надорганизменных биологических систем.
В последние десятилетия, когда угроза глобального экологического кризиса заставила рассматривать человеческую деятельность на планете с позиций законов живой природы, произошло быстрое расширение экологии. Вобрав в себя проблемы окружающей среды, она не только использует достижения других разделов биологии, но и вторгается в смежные с биологией дисциплины – в науки о Земле, в физику и химию, в различные инженерные отрасли, предъявляет новые требования кинформатике и вычислительной технике, находит приложения за пределами естественных наук – в экономике, политике, социологии, этике. Этот процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания получил название экологизации.
Экологизация отражает потребность общества в объединении науки и практики для предотвращения экологической катастрофы. Обращение разных наук к проблемам экологии и окружающей человека среды содержит постановку и решение многих практических задач. Экология превратилась из частного раздела биологии, знакомого узкому кругу специалистов, в обширный и еще окончательно не сформировавшийся комплекс фундаментальных и прикладных дисциплин, названный макроэкологией, т.е. «большой экологией».
Расширение предмета экологии привело к появлению ряда новых ее определений. Все чаще она квалифицируется как система научных знаний о взаимоотношениях общества и природы. Американский эколог Ю. Одум в своей фундаментальной «Экологии» (1986) трактуется ее уже как междисциплинарную область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи.Это определение соответствует современному широкому пониманию экологии.
Экология развивалась в рамках биологии практически на протяжении целого века – до 60 – 70-х годов настоящего столетия. Человек в этих системах, как правило, не рассматривался, – предполагалось, что его взаимоотношения со средой подчиняются не биологическим, а социальным закономерностям и являются объектом общественно-философских наук.
В настоящее время понятие экологии трансформировалось. Экология стала в большей мере ориентированной на масштабные и специфические проблемы, связанные с техногенным воздействием на природу, проблемы здоровья и выживания, и, таким образом, приобрела социально-политический и философский аспекты. Сейчас экология рассматривается не только как фундаментальная биологическая дисциплина, но и как общее мировоззрение, призванное оказывать гуманистическое влияние на другие научные дисциплины, технологические процессы и другие сферы деятельности людей.
Вместе с тем, став, в своём роде, модной, экология не избежала вульгаризации понимания и содержания. Её объём чаще всего сужается до состояния среды, окружающей человека. Следствием этого стали обычными выражения (в том числе и в печати) «хорошая и плохая экология», «чистая и грязная экология» и т.п. В ряде случаев экология становится разменной монетой в достижении определённых политических целей, положения в обществе.
Особенности современного состояния взаимоотношений человека с окружающей средой приобретают особую значимость и необходимость получения некоторого минимума экологических знаний для всех специалистов вне зависимости от сферы их деятельности.
Рекомендуем прочитать:
- разделы инженерной экологии
- экология природопользование охрана природы
- глобальные проблемы экологии
- чем больше доминантов тем беднее состав
- питание всех живых организмов
- антропогенные загрязнения
- что такое автотрофные эко системы
- пищевая цепь собака блоха простейшие
- пределы выживаемости организмов экологическая пластичность живых организмов
- серых крыс адаптация к условиям
Конспект по экологии